История Расстановок

Сложный раздел, много противоречий, много информации, каждый исследователь добавляет что-то свое. Постараюсь ничего не искажая и не добавляя нового систематизировать уже имеющееся.

Отвечу, что для меня, до сих пор, остается странными спорные вопросы об истории и происхождении расстановок в то время, когда жив еще основатель этого направления, этой философии и метода. Почему так? Видимо, сам автор не хочет структурировать и заполнять информационную пустоту.

Этого человека зовут Берт Хеллингер. Кто-то его считает автором Расстановок, кто-то считает его соавтором, кто-то считает его популяризатором Расстановок. Ясно одно, не признать его вклад в развитие метода не возможно. Сам Берт себя автор не считает. Он говорит, что ко мне расстановки приходили постепенно.

Первым упоминанием, о котором говорит Берт это случай на конгрессе по психологии в Гамбурге, где Берт Хеллингер участвовал в расстановке семьи мальчика больного шизофренией. Проводила эту семейную терапию Теа Шёнфелдер (Thea Schönfelder), психиатр. В этой расстановке Берт Хеллингер был заместителем отца этого мальчика. По описанию Берта – это первый случай, когда он ощутил заместительское восприятие. Объяснений о пережитом Берт не услышал.

Следующее упоминание Берта в ключе возникновения Расстановок идет о семинаре по семейной терапии в США в Сноумасс, который проводили Лесли Кадес (Leslie Kadis) и Рут Мак Клендон (Ruth Mc Clendon), где Берт также увидел несколько расстановок семьи и побывал в роли заместителей. Опять же Берт не получил каких-либо  объяснений. Через год Лесли и Мак Клендон приехали в Германию. Берт участвовал в этих семинарах. За истекший год он приобрел опыт, который позволил выйти на понимание того, что за таким методом работы будущее.[1]

Еще одно звено в становлении Расстановок о котором Берт упоминает — это курсы и семинары, книги по скрипт-анализу (анализ сценариев) Эрика Берна, которые помогли понять, что зачастую проживаемые сценарии в жизни являются следствием исключения судьбы и жизни людей в предыдущих поколениях.[1]

Берт не упоминает ни о шаманских практиках или ритуалах, ни о духовных практиках, ни о чем-либо еще, когда речь заходит об истории возникновения метода [1]. Всё остальное видят со стороны. Хотя я нашел одну ссылку, где пишут о том, что Хеллингер все-таки видел ритуалы и даже нашел сходство с мессами [11]. Что удивительно, для подтверждения этих слов автор дает ссылку на сайт www.hellinger.com. Я изучил этот сайт. Что интересно: на разных языках разное описание разделов и соответственно разная информация, но все же я не нашел ни слова о сходстве месс и ритуалов зулусов.

Из того, что мы действительно знаем, так это бэкграунд Хеллингера до Расстановок. Но и разговор об этом не обходится без противоречий. Некоторые психотерапевтические направления, которые пытаются уложить в фундамент расстановок никогда Бертом в полной мере не осваивались и не практиковались, но для некоторых исследователей  упоминания о них достаточно, чтобы все-таки говорить, что эта практика важна в ключе возникновения расстановок. И самым ярким примером является семейная скульптура Вирджинии Сатир [6,9,10], которую Берт Хеллингер. Резонный вопрос: а повлияли психотерапевтические практики, с которыми Хеллингер встречался кратковременно на становление Расстановок? Думаю что одного ответа нет и не будет.

Изучив много литературы, слегка становиться понятнее, что некоторые авторы глобально размышляют о тех направлениях в психотерапии, которые заложили предпосылки возникновения Расстановок при этом включают расширенные список «участников». Другие исследователи описывают в узком ключе, касаясь лишь тех методов, которых коснулся сам Берт.

Итак.

К концу 70-х Берт возвращается из Африки, где провел 16 лет миссионером и педагогом в Германию, где начинает психотерапевтическое образование. Изучает  классический психоанализ.

В 1973 Берт переезжает в Америку для того, чтобы пройти обучение у психотерапевта и психолога Артура Янова, автора «первичной терапии». В это время он знакомиться с такими психотерапевтическими направлениями как скрипт анализ Эрика Берна, гипнотерапия Милтона Эриксона, провокативная терапия Фрэнка Фаррэлли, гештальт-терапию, НЛП, семейная терапия у Лелси Кадеса (Leslie Kadis) и Рут Мак Клендон (Ruth Mc Clendon) (некоторые считают, что впервые здесь Берт Хеллингер почерпнул прообраз Расстановок, другие исследователи считают, что прообраз семенных расстановок Берт Хеллингер увидел у Теа Шенфельдер (Thea Schönfelder). Кроме этого Берт узнает о психодраме Якоба Морена. [2,3,4,5,7,9]

Продолжая узнавать о новых направления помощи Берт начинает практиковать. Его жена Герта помогает Берту организовывать психотерапевтические группы и консультации.

Он пробует, экспериментирует и постепенно к середине 80-х у Берта Хеллингера складывается метод, который сейчас принято называть классические порядковые расстановки. Вокруг Берта оформляется пространство интересующихся его методом, одним из которых является Гунтхард Вебер[9]. Именно последний заручившись разрешением Хеллингера начал впервые публиковать сначала записи с семинаров, а в 1992 году первую книгу «Два рода счастья. Системная психотерапия Берта Хеллингера». С этого времени популярность метода резко возрастает. Книга расходится неожиданно большим тиражом.  Берт начинает собирать сотни людей на свои семинары. Публикуются активно книги, которые переводят на другие языки.

 

Выше изложена наиболее распространенная версия возникновения Расстановок.

Но также имеются и другие.

Одна из них это религиозная (духовная версия). Берт с детства мечтал стать священником. Он посвятил огромный кусок своей жизни служению Богу. И возможно, это то, что помогло расстановкам стать Расстановками. [5]

Еще одна версия — это шаманская. В один из периодов жизни Хеллингер жил среди зулусов. И некоторые исследователи считают, что там он участвовал в шаманских ритуалах и этот опыт, который он таким образом получил, послужил источником становления Расстановок как метода.[5,8,10(примечание: прочитав оригинальную расширенную  статью о расстановках этого автора, которую он мне сам прислал, в ней не нашел упоминаний про духовные практики Зулусов, в которых принимал участие Берт)]

Автор: Александр Комякович, 30.11.2016

Список литературы:

  1. http://www2.hellinger.com/home/familienstellen/das-familienstellen-von-den-anfaengen-bis-jetzt/
  2. http://www.constellationapproach.com/history.html
  3. http://www.constellationintensive.com/page-1566105
  4. https://en.wikipedia.org/wiki/Family_Constellations
  5. http://www.constellations.ru/paper.html
  6. https://www.b17.ru/blog/vse_o_rasstanovkah_hellingera/
  7. http://www.reddyworks.com/reddy-writes/constellations-worldviews/224-constellations-and-the-evolution-of-worldviews-part-1-paradigm-shift?showall=&start=3
  8. http://www.holisticmd.org/treatments/systemic-family-constellation-therapy-sfct/
  9. http://seeingwithyourheart.com/family-constellations-an-innovative-systemic-phenomenological-group-process-from-germany/ (по этой ссылке краткая аннотация, саму статью мне любезно прислал для прочтения автор)
  10. http://seeingwithyourheart.com/what-is-a-constellation/
  11. http://harmonyinhumansystems.page.tl/Bert-Hellinger.htm

Список литература далеко не полный. Будет дополняться.

Использование данной статьи или любой ее части допускается только с указанием имени автора и ссылкой на сайт skylab.by